Skip to content
 

Вопросы на засыпку…

Здравствуйте всем!

Лето продолжается, недели летят одна за другой так быстро, что не успеваешь оглянуться… Еще более стремительно растут наши дети. Так, моя дочь Оля уже миновала полуторагодовалый рубеж и вступает в фазу активного говорения. Конечно же, ее собственные фразы еще очень далеки от сформировавшейся речи взрослого человека, но я уже могу довольно ясно понять, чего хочет мой ребенок.
Помимо прочего, мы вступили в период постоянных вопросов, возможно, еще не столь осознанных, как у детей более старшего возраста, но все-таки – уже вопросов. Излюбленный звучит так: «Мам? Какая я?» Ответ: «Такая», – уже не устраивает: нужно конкретизировать, иногда очень долго и подробно, тщательно подбирая определения: «Красивая, хорошая, умная…» – и т.д. и т.п…
Как и всякая ответственная мама, я решила разобраться, в чем же заключается природа детских вопросов: как, и с какой периодичностью на них отвечать.
Вот что я узнала, начитавшись литературы по детской психологии: вообще, вопросы – важный показатель интеллектуального и коммуникативного развития ребенка.  Выделяют два типа (и соответственно, два периода) детских вопросов. Первый период начинается в возрасте до двух лет с появлением назывательной функции речи (наш с Олей случай). Ведь, научившись произносить первые слова, кроха активно пытается словесно обозначить каждый окружающий его предмет. В этот период и происходит слияние линии развития мышления и речи.
Второй период детских вопросов наступает в 4-5 лет. Обычно он связан с появлением у ребенка способности устанавливать причинно-следственные связи (вопросы типа «Почему?»). Появление вопросов такого типа свидетельствует о расширении познавательных интересов юного исследователя. Это вполне естественно, ведь совсем скоро ребенок пойдет в школу, где каждый день будет получать «пищу для ума». Помимо познавательной, детские вопросы имеют коммуникативную функцию: они всегда адресованы взрослому и предполагают ответ. Как правило, самого факта ответа уже достаточно, чтобы удовлетворить жажду общения чада.
Приведенная мной классификация охватывает лишь  «официальные» периоды возможного поступления партий детских вопросов, но сколько будет еще и неофициальных… Особенно у мам девочек. Это и период учебы в начальной школе, и пора первой влюбленности, и долгие разговоры «за жизнь» за чашкой чая в 16, 18, 20 лет… Сколько еще предстоит рассказать, на сколько вопросов ответить…  И все же, – это лучше, чем подозрительное молчание и закрытая дверь в детской… Так что отвечать даже самые глупые вопросы наших крох можно и нужно… и не по одному разу, пока не потеряно самое ценное – доверие к нам, как к родителям…
Для тех же, кто считает разговоры с собственными детьми скучной и утомительной процедурой, предлагаю очередную подборку того, что можно услышать от наших самых–самых. Возможно, ваше мнение на этот счет изменится:

Аня и Саша

Прислала в почту мама Марина

Мой сын Саша (3 года) внимательно смотрит, как его старшая сестра Аня играет на пианино. На минуту задумывается и рассуждает:
- Газ есть, сцепление есть, а где же тормоз?

Ане было 4 года. Расчесываю ее длинные волосы перед зеркалом.
Рассуждаю:
-Вот вырастешь – станешь красивой девушкой…
Анна смотрит на меня укоризненно и заявляет:
-Мама, я тебе сколько раз говорила, я буду врачом или музыкантом, а не какой-то девушкой!
Такая вот у меня целеустремленная дочь.

Сидим с детьми в гостях у моей лучшей подруги, пьем чай, разговариваем о работе:
Вдруг дочь (4 года) спрашивает меня:
-Мама! А у вас на работе воспитательница есть?..
Я удивлённо:
- Нет.
Анюта:
- А кто есть?
Я, желая закрыть тему детских расспросов:
- Есть начальник.
Тут лицо дитя просияло:
-  Ага! – говорит Аня. – Так вот кто наказывает вас, когда вы балуетесь и дерётесь!

Илюшины идеи

Рассказал папа Григорий

Сыну Илье 4,5 года. В магазине игрушек просит:
- Папа, купи мне, пожалуйста, барабан…
Отвечаю:
-Сынок, я бы купил, но, думаю, что ты будешь мешать мне работать (иногда я работаю дома)?
Ответ Илюши был гениален:
- Что ты папа! Я буду барабанить только тогда, когда ты будешь спать!

Тогда же весной на даче:
- Илья, зачем ты разрезал лопаткой дождевого червяка?
– Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее. Смотри, как они шевелятся!

Смотрит с дедушкой по телевизору гонки «Формулы-1».
- Дедушка, как называется такая машина?
- Болид.
– Ой, дедуля, а что у тебя болит?

О женских прелестях…

Вспоминает мама Татьяна

Как-то дочка Ксюша (3,5 года) приходит из сада и задает мне каверзный вопрос:
- Мама, а почему у меня нет такой «штучки» как у мальчиков?
Я деликатно объясняю юной леди отличие мальчиков от девочек. Ребенок на минуту замолкает, а потом гордо заявляет:
- Подумаешь, у меня и так красиво!

Дочка подруги пошла в 1-й класс. Говорю четырехлетней Ксюше:
- Маша в школу пошла – теперь она школьница.
Ксюша, немного подумала и заявляет:
- А я – садница. Я же в садик хожу!

Написать отзыв